Технологическая карта урока по математике "Площадь прямоугольника. Единицы площади".


Методы обучения:

 

  • словесный;
  • наглядный;
  • деятельностный.

 

Формы обучения:

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Цели урока:

Обучающие:

·         повторить и закрепить единицы измерения площадей и соответствия между ними;

·         систематизировать полученные ранее знания с помощью наглядного материала;

·         повторить и закрепить формулы нахождения площади квадрата и площади прямоугольника;

·         развитие компетенции по нахождению неизвестных по заданным формулам, перевода из одних единиц измерения в другие;

·         совершенствовать вычислительные навыки

Развивающие:

·         развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;

·         развитие навыков работы в парах, группах;

·         вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.

Воспитательные:

·         воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;

·         формировать эмоциональную культуру и культуру общения,

·         воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе;

 

·         способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

Решают задания в группах;

-оценивают себя и друг друга;

 

-рефлектируют.

 

Средства обучения: (в том числе технические средства обучения)

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, печатные средства (раздаточный материал), Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”,
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., шкала соответствия единиц измерения площадей (плакат); формулы площадей квадрата и прямоугольника (плакат).

 

Тип урока: урок закрепления полученных знаний..

Ход урока

I. Организация начала урока(2-3 мин.). Приветствие. Объявление темы урока, определение целей урока.
Вступительное слово учителя.

Целеполагание и мотивация: Задача на нахождение площади прямоугольника (фигура разбита на клетки 1х1см).

Проблема: как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные см?( Делают вывод: S=a*b. Находят S по формуле.)

-Как вы думаете, площадь можно находить только в ?( Можно использовать разные единицы)

-Какая цель нашего урока?(Цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника используя разные единицы измерения.)

 - А сегодня мы повторим единицы измерения площадей, с которыми вы уже познакомились, а также установим связь между ними. Итак, наша тема "Единицы измерения площадей" 

- Так как вы сегодня будете работать в группах, вам необходимо выбрать капитана вашей группы, они будут контролировать вашу работу и оценивать участие каждого участника в группе, ну и вы сами сегодня будете оценивать свою работу.

 

2. Активизация опорных знаний.(4 мин)

- Для начала мы поработаем с вами устно:

№763, стр. 116

 

а)

39 : 3

+37

: 5

*11

: 55

?

Ответы:

13

50

10

110

2

б)

28 : 2

+40

: 3

*5

: 15

?

Ответы:

14

54

18

80

3

№ 767

 

 согласны ли вы с утверждением:
а) равные фигуры имеют равные площади; (да)
б) неравные фигуры имеют различные площади; (нет)
в) любой квадрат есть прямоугольник; (нет)
г) некоторые прямоугольники являются квадратами; (да)
д) если периметры прямоугольников равны, то равны и эти прямоугольники? (нет)

 

III. Усвоение новых знаний и способов усвоения(26 мин)

- У каждого из вас есть оценочный лист, в конце урока вы его оставите на столе.

Оценочный лист

ФИО ученика

Класс  5

Этапы

Задания

Количество баллов

I. Разминка (работа в группах, самоконтроль)

 

 

 

II.Тренажер

(работа в парах, взаимоконтроль)

№1

 

№2

 

№3

 

№4

 

III. Отработка формул через решение задач.

№1

 

№2

 

IV. Решение задач, повышенной сложности (Исследование)

 

 

Ответы на дополнительные вопросы (повторение)

 

 

Итоговое  количество  баллов

 

   

 

Критерии оценок:«5»-больше 16 баллов, «4»-от13-15 баллов, «3»- от 10-12баллов, «2»- меньше 10 баллов.

 

(Фронтальная беседа)

Какие единицы измерения площадей Вы знаете?

Единицы площади: мм2; см2; дм2; км2.

1 ар(а) (сотка) – площадь квадрата со стороной 10 м

1 гектар (га) - площадь квадрата со стороной 100 м

1а = 100 м 2

1 га = 10 000 м 2

 

Сколько в 1смквадратных миллиметров? Сколько в 1дмквадратных сантиметров?

Единицы длины:  

 

Единицы площади?

1 см =10 мм  

 

1 см2 =100 мм2

1 дм = 10 см  

 

1 дм2 = 100 см2

1 м = 10 дм = 100 см  

 

1 м2 = 100 дм2 = 10000 см2

1 км =1000 м  

 

1 км2 = 1000 м 2=1000 000 м2

Схема перевода единиц у вас имеется на карточках.

 

Практическая часть урока.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагается учащимся разбиться на группы и решить по одной задаче каждой группе.

Учащиеся разбиваются на 4 группы и решают по одной задаче, с последующей проверкой на слайде. Заносятся баллы в оценочный лист.

Предлагает учащимся перевод одних единиц измерения в другие.

Выразите в квадратных метрах:

 (приложение 1)

 

Каждый учащийся выполняет задание самостоятельно по вариантам . По кругу меняясь проверяют работу соседа и оценивают сверяясь с ответами на слайде. Заполняется оценочный лист.

Карточка №1.

Решите задачи, выбрав правильные варианты ответов.

Задание №1. Найдите площадь прямоугольника, длина которого 90см, а ширина на 60см меньше. Ответ запиши в дм2.

а) 27 дм2;  б) 36 дм2; в) 54 дм2;  г) 81 дм2

Задание №2.  Найдите ширину прямоугольника, если длина равна 100см, а его периметр 2400см. Ответ запиши в метрах.

а)11м;    б)3м;     в)4м;    г)5м

Ответ к карточке №1:

Задание №1: 27дм2.

Задание  2: 11м.

Каждый учащийся решает задачи. Заполняется оценочный лист. Вид проверки – самоконтроль

Один из учащихся проводит физкультминутку.

Учащиеся выполняют физические упражнения

Предлагает учащимся решить исследовательскую задачу и сделать соответствующие выводы.

1. Площадь листа бумаги - 600см2. С какой площади потребуется вырубить лес, чтобы изготовить 100 пачек ( в каждой пачке 100 листов), если с 1а получается 40мбумаги?

2. Площадь тетрадного листа - 300см2. С какой площади потребуется вырубить лес, чтобы изготовить 500 тетрадей ( в каждой тетради 40 листов), если с 1а получается 40м2 бумаги?

3. Размеры оконного стекла - 100см · 150см. Сколько потребуется денег для установки 12 пластиковых окон, если 1м2 пластиковых окон стоит 6000 руб.?

4. Размеры оконного стекла - 100см · 150см. Сколько потребуется денег для установки 24 простых окон, если 1м2 стекольного полотна стоит 3000 руб.?

Подводится итог работы

Учащиеся разбиваются на 4 группы и решают по одной задаче, проверяют решение на слайде и делают выводы: насколько экономно нужно использовать бумагу, на изготовление, которой требуется столько лесных ресурсов; насколько бережно нужно относиться к школьному имуществу. Заносятся баллы в оценочный лист.

Подводится итог урока:

-с каким настроением вы покидаете урок?

-что изучили сегодня на уроке?

-кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?

-какие единицы измерения вы знаете?

-насколько важно изучать единицы измерения площадей и уметь переводить одни единицы измерения в другие?

Отвечают на вопросы, предложенные учителем.

Информация о домашнем задании

(1-2 мин)

Индивидуальная практическая работа. (Карточка)

1.      Измерьте площадь одной страницы учебника в дюймах.

2.      Измерьте площадь одной страницы учебника в сантиметрах.

3.      Вычислите, сколько квадратных метров бумаги израсходовано на изготовление учебника.

4.      Для производства 4000 м2 бумаги требуется вырубить лес с 1 га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить тираж учебника?

Получают карточку с заданием

IY. Итоги урока: Ребята, ответьте на вопросы:

-с каким настроением вы покидаете урок?

-что изучили сегодня на уроке?

-кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?

-какие единицы измерения вы знаете?

-насколько важно изучать единицы измерения площадей и уметь переводить одни единицы измерения в другие?

Y. Информация о домашнем задании .

Сегодня вы получите индивидуальное домашнее задание на карточках.

Индивидуальная практическая работа. (Карточка)

1.     Измерьте площадь одной страницы учебника в дюймах.

2.     Измерьте площадь одной страницы учебника в сантиметрах.

3.     Вычислите, сколько квадратных метров бумаги израсходовано на изготовление учебника.

4.     Для производства 4000 м2 бумаги требуется вырубить лес с 1 га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить тираж учебника?

YI. Рефлексия (1-2 мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то уходя с урока наклейте на розовый  листочек  свой прямоугольник.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то уходя с урока  наклейте на желтый листочек свой прямоугольник.

 

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то уходя с урока  наклейте на  голубой листочек свой прямоугольник.